Госгортехнадзор России
УТВЕРЖДЕНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
14.11.94 г., № 59
Правила
безопасности в доменном производстве
(ПБ-11-80-94)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, действующие и ремонтируемые доменные цехи (печи) и обязательны для исполнения совместно с «Общими правилами безопасности для предприятий и организаций металлургической промышленности (ОПБ)», утвержденными Госгортехнадзором СССР 13 мая 1987 г.
1.2. Эксплуатация, ремонт, реконструкция, обследование технического состояния и проектирование доменных печей и вспомогательных устройств, объектов газового хозяйства осуществляются предприятиями и организациями при наличии специальных разрешений (лицензий).
1.3. Порядок и сроки приведения действующих доменных цехов в соответствие с требованиями настоящих Правил определяются руководителями предприятий по согласованию с местными органами госгортехнадзора.
1.4. Все оборудование и сооружения доменного производства выполняются по проектам, отвечающим требованиям действующих норм и настоящих Правил, содержащих перечень средств контроля технологических параметров, выход из строя которых требует остановки производства или перевод агрегатов на специальный режим, гарантирующий безопасность работ и сохранность оборудования.
1.5. Настоящие Правила обязательны для специалистов и руководящих работников, занятых эксплуатацией, проектированием, реконструкцией, конструированием, изготовлением, исследованием, наладкой и ремонтом всех объектов доменного производства.
2. ТЕРРИТОРИЯ ДОМЕННЫХ ЦЕХОВ
2.1. Для проектируемых цехов приближение железнодорожных путей к производственным зданиям, складским сооружениям и т.д. должно соответствовать габариту приближения строений ГОСТ 9238-83.
В действующих цехах при невозможности доведения габаритов до нормативных величин устраивается сигнализация, предупреждающая об отсутствии габаритов.
2.2. На доменных печах с двумя постановочными путями для чугуна и двумя для шлака один из двух путей должен быть сквозным.
При четырех постановочных путях для чугуна, расположенных по два с каждой стороны литейного двора, и четырех постановочных путях для шлака, расположенных также по два с каждой стороны литейного двора, допускается сооружение всех путей тупиковыми.
2.3. Над постановочными путями чугуновозных и шлаковозных ковшей в пределах литейного двора должны устраиваться крыши или специальные навесы с целью исключения попадания атмосферных осадков в ковши.
2.4. Вывоз пыли из пылеуловителей производится по отдельным железнодорожным путям, которые не должны служить в качестве постановочных для чугуна и шлака, а также ходовых. Допускается их использование для подачи под литейный двор оборудования и вспомогательных материалов.
2.5. Для вывоза скрапа, холодного шлака и для подачи заправочных материалов на литейные дворы у вновь сооружаемых и, где это возможно, у существующих печей должны быть устроены специальные подъезды.
2.6. В местах перехода людей через железнодорожные пути устраиваются настилы, уложенные на одном уровне с головками рельс и оборудованные необходимыми ограждениями и сигнальными устройствами.
2.7. Для прохода людей вдоль всего цеха должна предусматриваться галерея, сообщающаяся с каждой доменной печью переходными мостиками через железнодорожные пути. Для прохода от одной доменной печи к другой и от печей к бункерам устраиваются переходные площадки.
В существующих цехах при невозможности устройства галереи или отгороженного тротуара вдоль цеха должны быть установлены места для безопасного прохода людей, а также вывешены плакаты, предупреждающие об опасности движущегося транспорта и составов с жидким чугуном и шлаком.
2.8. В местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями устраиваются переезды, соответствующие требованиям глав СНиП «Промышленный транспорт», «Автомобильные дороги» и «Железные дороги колеи 1520».
3. ШИХТОПОДАЧА
3.1. Рудные дворы
3.1.1. Выгрузка шихтовых материалов на рудном дворе должна быть механизирована.
При хранении шихтовых материалов в зимнее время необходимо принимать меры против их смерзания. Смерзшиеся шихтовые материалы перед выгрузкой из вагонов должны размораживаться в гаражах размораживания.
Фронты выгрузки каждого материала должны иметь четкие указатели — разграничители.
3.1.2. Устройство и эксплуатация перегрузочных кранов, применяемых на рудных дворах, должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России.
3.1.3. При расположении кранового пути на опорной стене бункерной эстакады по краю этой стены и отсутствии консольного пути устраивается предохранительный барьер высотой не менее 1 м.
3.1.4. Фронт работы передвижного вагоноопрокидывателя отделяется от проездного железнодорожного пути защитным барьером.
3.1.5. Передвижной вагоноопрокидыватель должен иметь звуковую сигнализацию и централизованную смазку механизмов.
Улавливающий путь должен быть оборудован светофором и механизированным тормозным устройством.
3.1.6. Электротроллеи вагоноопрокидывателя располагаются на высоте не менее 3,5 м от уровня головки рельса и должны иметь снизу ограждение.
3.1.7. Башенные вагоноопрокидыватели должны быть оснащены прибором, автоматически включающим сирену при повышении скорости ветра до величины, при которой прекращается его работа, а скаты закрепляются противоугонными средствами.
3.1.8. Для машиниста вагоноопрокидывателя, перегрузочного крана и трансферкара должна быть обеспечена двусторонняя радиосвязь с мастером (бригадиром) загрузки доменных печей.
3.1.9. Кабина управления вагоноопрокидывателем должна иметь механическую вентиляцию с кондиционированием и очисткой подающегося воздуха.
3.1.10. Подача вагонов на путь вагоноопрокидывателя производится вагонами вперед и только по разрешающему сигналу светофора.
Скорость движения вагонов на участке от входного светофора до толкателя не должна превышать 5 км/ч, при подходе на сцепку — 3 км/ч.
При работе вагоноопрокидывателя в зоне действия рудного крана должна быть исключена возможность столкновения грейфера с вагоноопрокидывателем.
3.1.11. Вагоноопрокидыватель должен быть оборудован сигнализацией положения люльки о готовности для приемки вагона под разгрузку. Расцепка вагонов при их установке в люльке вагоноопрокидывателя должна быть механизирована.
В перерывах между подачей вагонов люлька вагоноопрокидывателя устанавливается в исходное положение. Подъем пустой люльки разрешается только для осмотра и ремонта. Нахождение людей под люлькой во время ремонта разрешается только при условии закрепления люльки инвентарными упорами. |