Настоящий стандарт устанавливает основные принципы, критерии и порядок проведения проверок и содержит руководящие указания по назначению, планированию, проведению и документированию проверок систем качества.
Настоящий стандарт содержит методические указания по квалификационным критериям для экспертов-аудиторов. Она применима при выборе экспертов-аудиторов для проведения проверок систем качества в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 10011-2.
Настоящий стандарт содержит основные руководящие указания по осуществлению руководства программой проверок систем качества. Она применима при организации и поддержании деятельности руководства программы проверки, если проверки систем качества осуществляются в соответствии с рекомендациями, приведенными в ГОСТ Р ИСО 10011-1.
Настоящий стандарт направлен на применение
«процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Настоящий государственный стандарт является одним из трех государственных стандартов, содержащих требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, перечисленных ниже, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества.
При использовании этих государственных стандартов в настоящем виде может возникнуть необходимость добавления или изъятия определенных требований к системе качества в зависимости от конкретных контрактных ситуаций. Международный стандарт ИСО 9000-1 содержит указания по такой адаптации, а также по выбору соответствующей модели обеспечения качества.
Настоящий международный стандарт был подготовлен с целью обеспечения механизма, который бы связал общие требования к элементам системы качества с конкретными требованиями к определенной продукции, проекту или контракту. Положения настоящего стандарта следует считать рекомендательными; они не являются требования.
Проекты Международных Стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве Международных Стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
Настоящий стандарт не распространяется на детально разработанные рабочие инструкции, программы качества, брошюры и другие документы, относящиеся к системе качества
(см. приложение А, уровень С).
Настоящее издание ИСО 9000-1 заменяет ИСО 9000-87. ИСО/ГК 176 утвердил в
1990 г. стратегию пересмотра стандартов ИСО серии 9000, опубликованных в
1987 г.
ИСО 9000 обеспечивает общий обзор международных стандартов серии ИСО 9000 и является как бы
«дорожной картой» для пользования всей серией, ИСО 9004 обеспечивает широкомасштабное руководство по административному управлению качеством для организаций-поставщиков
Требования к общей системе качества при двусторонней контрактной системе уже опубликованы в стандарте ИСО 9001-87
«Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
Техническое содержание публикаций МЭК постоянно пересматривается Международной электротехнической комиссией, что позволяет отражать современное состояние техники.
Первое издание ИСО 9004—1—94 заменяет стандарт ИСО 9004—87 с учетом замечаний, полученных по стандарту ИСО 9004—87. Поскольку стандарт ИСО 9004 трансформировался в серию стандартов, пересмотренное издание стандарта ИСО 9004
1987 г. стало первой частью этой серии
(ИСО 9004—1).
Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Публикация в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
Для достижения поставленных целей компания должна организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции и услуг. Управление в компании должно быть ориентировано на сокращение.
При внедрении системы качества
(как указано в стандарте ИСО 9004) администрация предприятия должна убедиться в том, что эта система будет способствовать непрерывному улучшению качества. Постоянной целью управления на всех уровнях должно быть стремление удовлетворить запросы потребителя и непрерывное улучшение качества.