Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)
Утверждены постановлением
Госгортехнадзора России
от 28.03.96 № 12
Методические указания по обследованию грузоподъемных
машин с истекшим сроком службы
Часть 1. Общие положения
РД 10-112-96
Введены в действие с 15.04.96
1. Область применения
Настоящий документ подготовлен в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92, и Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденными Госгортехнадзором России 19.11.92*, устанавливает общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации и распространяется на организации, имеющие на балансе грузоподъемные машины, а также на организации, осуществляющие обследование грузоподъемных машин.
________
* Далее по тексту правила.
2. Термины и определения
Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в правилах, а также специальные термины и определения:
Дефекты — каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины, узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.
Исправное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего ее способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Предельное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния — признак или совокупность признаков предельного состояния грузоподъемной машины, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Документация эксплуатационная — техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т. п.
Обследование (экспертное обследование) — комплекс работ по техническому диагностированию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период.
Обследование первичное — обследование, проводящееся по истечении нормативного срока службы грузоподъемной машины.
Обследование повторное — обследование, проводящееся по истечении срока, установленного по результатам первичного или предыдущего повторного обследования.
Обследование внеочередное — обследование, проводящееся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся по требованиям, изложенным в информационных письмах заводов-изготовителей или органов госгортехнадзора, либо по просьбе владельца грузоподъемной машины.
Ресурс — суммарная расчетная наработка грузоподъемной машины от начала ее эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Срок службы нормативный — календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемной машины, записанная в ее паспорте либо установленная в нормативных документах по расчету и проектированию.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности грузоподъемной машины и (или) восстановлению ресурса грузоподъемной машины или отдельных ее составных частей.
Ремонт капитальный — ремонт (в пределах срока службы грузоподъемной машины), выполняемый для восстановления исправности и полного, или близкого к полному, восстановления ресурса грузоподъемной машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (при необходимости).
Ремонт полнокомплектный — ремонт, выполняемый для грузоподъемных машин с истекшим сроком службы для восстановления их исправности и ресурса с целью продления их эксплуатации до очередного обследования.
Ремонт текущий — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемной машины и состоящий в устранении неисправности путем замены и (или) ремонта отдельных частей.
Ресурс остаточный — расчетная величина наработки грузоподъемной машины (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния ее базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости.
Специалист-обследователь 1-го уровня — специалист, имеющий право на проведение обследования грузоподъемных машин.
Специалист-обследователь 2-го уровня — специалист, имеющий право на проведение обследования и принятие решения о продлении срока службы грузоподъемной машины.
Специалист-обследователь 3-го уровня — специалист, имеющий права специалистов-обследователей 1-го и 2-го уровней, а также имеющий право на оценку остаточного ресурса грузоподъемной машины.
Эксплуатация — стадия жизненного цикла грузоподъемной машины до ее списания, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются ее качества и которая включает: использование грузоподъемной машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт. |