РД-10-30-93
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
для инженерно-технических работников, ответственных
за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии
УТВЕРЖДЕНА Госгортехнадзором России 26 июля 1993 года.
Настоящая инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин; указания по содержанию машин в исправном состоянии, изложенные в инструкциях предприятий-изготовителей машин.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 9 апреля 1965 года.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30 декабря 1992 года,* ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии владелец должен возложить на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий кран.
___________
* Далее по тексту — Правила.
1.2. Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника.
1.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции, другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией без участия инспектора Госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт машины до ее регистрации в органах Госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом Госгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации или на специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.
1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.
1.7. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния машин для отправки в капитальный ремонт;
5) производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);
6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов Госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов-манипуляторов;
9) устройство грузоподъемных машин, приборов безопасности, крановых путей и схемных грузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных машин, установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов и кранов-манипуляторов в аренду другим организациям;
12) систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных машин, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования машин, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
14) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;
16) порядок выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты;
17) организацию надзора и обслуживания грузоподъемных машин на предприятии;
18) нормы браковки стальных канатов. |